[ Главная ][ Энциклопедия ска-музыки ][ Музыка ска ] [ Ска банды ] [ РасСКАзы ] [ Cabernet Deneuve ] [ Контакты ] |
Вы находитесь здесь: Главная / Энциклопедия Легенда о появлении rocksteady1. Get Ready for Rocksteady
В середине 1960-х, когда музыка ска была еще очень популярна, на Ямайке появился новый стиль. Певец Hopeton Lewis объясняет что рокстеди вообще то появился случайно. В 1966-м, на студии во время записи песни "Take It Easy" ему стало трудно успевать за ритмом ска - так родилась идея замедлить темп. Музыканты студии - басист Jackie Jackson, пианист Gladstone Anderson и гитарист Lyn Taitt присутствовали в этот момент; таким образом, можно считать данных людей "родителями рокстеди". Стоит отметить что есть сторонники другого взгляда. По их мнению, первым рокстеди-синглом была работа Alton Ellis'а - "Get Ready for Rocksteady", или, проще говоря, Rocksteady.
По сравнению со ска-музыкой изменилось многое - жёстких рифов стало чуть меньше, скорректировалось значение духовых, стала другой перкуссионная часть. Наряду с этим изменился и состав банд, в основном, в пользу увеличения солистов. Произошло забавное по современным понятиям разделение труда в группах. Участники приобретавших все большую популярность вокальных групп, таких как The Gaylads, Desmond Dekker & The Aces, The Paragons, The Techniques (the Uniques), The Maytals, the Wailers на сцене только пели, а музыканты-инструменталисты обеспечивали аккомпанемент, не претендуя на то чтобы их имена красовались на афишах и обложках пластинок. Зато один и тот же аккомпанирующий состав мог играть и записываться с разными певцами и вокальными группами. Сольные вокалисты - Bob Andy, Roy Shirley, Ken Boothe, Delroy Wilson, Alton Ellis, поддержали новую тенденцию, а "папа рокстеди" Hopeton Lewis и не ожидал, что его "ребёнок", пусть на время, но поднимется до статуса главной музыки Ямайки.
Take it Easy - одна из первых, а может и первая rocksteady запись
Alton Ellis на студии Duke Reid'а внёс неоценимый вклад в эту музыку, записав классику жанра "Girl I've Got a Date", "Breacking Up", "I'm Still in Love with You". The Paragons помогли развить успех своими хитами "The Tide Is High", "Memories by the Score", "On the Beach", "Wear You to the Ball" - создав некие стандарты звучания для вокальных групп. Slim Smith и The Techniques записали хит "Little Did You Know" (с помощью Curtis Mayfield'а). Рядом записей в стиле Rocksteady отметился и великий Принц Бастер (Prince Buster).
2. A Message To You Rudy
Помимо традиционных романтических тем ямайской танцевальной музыки, рокстеди также нес и социальное послание. Во многих песнях звучало не всем понятное новое словечко "Rudies" или "Rude boys". В 1960-ые молодые парни с сельских окраин Ямайки тянулись в города и со временем заполнили их трущобы, создавая своеобразные гетто. Хотя, после признания независимости Ямайки в 1962-м году, большинство населения страны было настроено оптимистично, страна оставалась очень бедной. Молодым парням было очень трудно найти работу и они собирались в криминальные банды. Именно они и называли себя Rude Boys или Rudies, имели особую манеру одеваться и вести себя. Феномен "рудбоя" существовал и в ска музыке начала 1960-ых, но особенно сильное отражение получил именно в период рокстеди. Руд бой становится главным героем многих рокстеди-хитов. Популярность приобретают такие записи как:
The Clarendonians - Rude Boy Gone a Jail, Rudie Bam Bam, Justin Hinds and The Dominoes - No Good Rudie , The Rulers - Don't Be a Rude Boy, Derrick Morgan - Tougher Than Tough, The Pioneers - Rudies Are the Greatest, Dandy Livingstone - Rudy a Message to You.
Таких песен выходит довольно много и даже знаменитые The Wailers поначалу называются Wailing Rude Boys, но особую популярность приобретает вокальная группа Десмонда Деккера (Desmond Dekker and The Aces) с хитами 007 (Shanty Town) и Rude Boy Train. Культовым персонажем становится и мастер вокала Alton Ellis. В его хите Cry Tough, тоже разрабатывающем рудбойскую тематику можно отчетливо услышать многие из вокальных приемов, сделавших позже из Боба Марли звезду международного масштаба.
Dandy Livingstone - первый исполнитель бессмертного хита Rudy A Message To You
Рокстеди-певцы писали песни про ямайскую действительность. Самый яркий и острый пример такого рода лирики - песня группы The Ethiopians- Everything Crash, которая обращала внимание на обилие забастовок по всей стране. Песня заработала репутацию "запретной" на радиоэфирах, и это было впервые, хотя в ней не было аморальных и жёстких призывов.
3. Особые деятели - продюсеры, арранжировщики, диджеи и другие
В то время продюсеры были тесно связаны с музыкантами. Выделялся и наиболее успешным был Клемент Коксон Додд (Clement Seymour "Coxsone" Dodd). В 1964 он открыл первую звукозаписывающую студию на Brentford Road (Kingston, Jamaica). Студия имела официальное название - Jamaican Recording & Publishing Studio, хотя прославилась как Studio One. Она стала "домом" для ямайской легенды The Skatalites; также на ней были записаны наиболее значимые и серьезные хиты таких артистов как Delroy Wislon, Toots & the Maytals, Lee “Scratch” Perry, Bob Andy и даже первые записи Боба Марли и Уэйлерс (Bob Marley & The Wailers), включая их хит "Simmer Down".
Studio One стала одним из важнейших мест для талантливых артистов и молодых исполнителей. Коксон Додд без перерыва искал и открывал новые имена, прослушивал десятки людей, обучал вокалу. Персонал студии - арранжировщики, композиторы, продюсеры, сессионные музыканты находились в постоянном напряжении. Это "ноу-хау" и помогло заложить запас прочности на будущее многим музыкантам. Studio One уже в те годы считалась культовым местом. Рокстеди-период составляет большую часть работы Додда. Он развивал возможности и техники записи, собирал "богатые" вокалы и чистые, душевные вибрации. Coxson Dodd оттачивал звук до мелочей. Звук Studio One до сих пор поражает прекрасным сочетанием глубокого чистого баса и ясных высоких частот, на которых одинаково хорошо уживаются и труба и хай-хэт. Наиболее известные артисты того времени, которые записывались у Додда - the Heptones, the Ethiopians, Jackie Mittoo, Delroy Wilson, Marcia Griffiths, Ken Boothe и многие другие.
Знаменитейший Clement Coxsone Dodd
Его конкурент Дюк Рейд (Duke Reid) прошёл путь от офицера полиции, до диджея на танцплощадках, владельца собственной саунд-системы и магазина пластинок. В конечном итоге создал звукозаписывающую студию The Trojan и начал записывать материал в 1959 году. Он спродюсировал банду The Jiving Juniors с Derrick Morgan; а также записал множество ска-боевиков с участием Skatalites, Stranger Cole, the Techniques, Justin Hinds & the Dominoes и многих других. Именно засчет популярности нового стиля rocksteady beat в 1966 году Trojan смог догнать Studio One. Пик популярности рокстеди музыки (1966-1969) подарил студии Reid'а множество хитов. У него записывался Alton Ellis, Phyllis Dillon, the Melodians, the Paragons, the Ethiopians, Jamaicans и Tommy McCook & the Supersonics. Duke Reid также поспособствовал рождению и дэнсхолл-музыки: во время передач его радиостанции диджеи стали работать с песнями, которые они крутили - наговаривать тексты, накладывать эффекты, играть со словами. Появились такие термины как "chatting" и "toasting". Пионером этого жанра стал U-Roy. Reid придумал совместить записанные диджейские фразы с мелодиями, которые писались на Trojan. Результаты говорили сами за себя - четыре из первых синглов U-Roy'я заняли топ-позиции на Ямайке. Duke Reid продолжил работать с U-Roy вплоть до начала 1970-х, используя записанный материал студии; также записывая других артистов первый волны dj-жанра, например, Dennis Alcapone.
Другие музыканты, сыгравшие весомую роль в становлении рокстеди-музыки: арранжировщик и гитарист Lyn Taitt. Линн Тэйт был участником эпохальной записи Take It Easy, работал и с High Note Label (владелец - Sonia Pottinger) и со студией Дюка Рейда. Клавишник Jackie Mittoo, барабанщик Winston Grennan, басист Jackie Jackson и саксофонист Tommy McCook.
4. Эволюция рокстеди
Несколько факторов способствовали эволюции рокстеди в регги в конце 1960-х. Двумя основными были эмиграция в Канаду ключевых музыкантов-арранжировщиков - Jackie Mittoo и Lynn Taitt; и модернизация студийных технологий на Ямайке. Последняя оказала заметное влияние на звук и стиль записи. С музыкальной точки зрения - бас-партии стали более сложными, сильную роль стали играть арранжировки, фортепиано уступило место электрическому органу. Духовые инструменты перешли на задний план; более ударной и жёсткой стала ритм-гитара, добавились африканские мотивы (африканский барабанный стиль), темп стал "ленивым"; вокалист же стал овладевать инструментами. Нужно отметить, что возросла популярность "b-side" версий популярных синглов - как правило инструментальная версия в даб-зарисовке.
пластинка Jackie Mittoo времен его сотрудничества со Studio One
К концу 1960-х приобрело популярность движение растафари, многие rocksteady-песни стали ориентированы не на романтический саунд, а больше на политику, протест, африканские корни. Сыграли роль и такие события как выпуск фильма "The Harder The Come", восход суперзвезды Боба Марли, который сделал реггей одним из популярных танцевальных стилей во всем мире. Хотя rocksteady beat имел популярность на Ямайке не столь длительное время, но его вклад в рождение Reggae, Dub и Dancehall невозможно переоценить. Тем не менее... многие мелодии рокстеди-песен по-прежнему используются в новых формах ямайской музыки и звучат на концертных площадках Европы.
© dArkz © аSKAрбин 1999-2010
Почитать еще: Десмонд Деккер - звезда рокстеди
Кто есть кто в ямайской музыке шестидесятых
Ямайские саунд-системы, рождение культуры, борьба титанов |