[ аSKAрбин ] [ Энциклопедия ] [ Музыка ] [ БАНДЫ ] [ РасСКАзы ] [ Cabernet Deneuve ] [ Форум ] [ Концерты ] [ Ссылки ] [ Пишите нам ] |
|
Музыка ска. Музыкальные инструменты - Звукорежиссура |
На наши вопросы согласился ответить Павел Гонин (как звукорежиссер он работал с группами Несчастный Случай, Квартал, Бобры, Cabernet Deneuve, Шашки, обеспечивал звучание муз. спектакля "День Радио", а в 1996-99 годах работал в концертных залах казино "Кристалл" и "Golden Palace", где "под его рукой "звучали такие звезды, как Robertino Loretti, Samantha Fox, Eruption, Santa Esmeralda, Bad Boys Blue, F.R.David, биг-бэнд Анатолия Кролла, Юлия Началова, Дмитрий Маликов, Наталья Ветлицкая и мн. др.)
Есть ли особенность настройки звука на концертах регги и ска групп? Бесспорно, особенность звучания есть у каждого стиля, у каждой группы. Но, как правило, отличительные черты несет в себе уже аранжировка произведений, звукоизвлечение и индивидуальные настройки самих музыкантов. Задача звукорежиссера - правильно донести до слушателя то, что задумывалось ансамблем. Поэтому моя работа часто начинается, как и у музыкантов, на репетициях. Для меня крайне важно знать, как группа слышит себя со стороны, ведь именно за этот аспект я отвечаю.
Правильное звучание баса - основа не только ямайских музыкальных стилей, но и многих других видов живой танцевальной музыки. Создается ли какой-то намеренный дисбаланс в сторону низких частот, или есть какие-то другие методы создания ощущения превосходства баса над остальными инструментами? Вообще, каждый инструмент должен звучать правильно. Правильно - значит максимально уравновешенным по амплитудно-частотной характеристике. Поверьте, если тупо "накрутить низа" на бас-гитаре, которая его не имеет сама по себе, на выходе его не будет! Вы получите просто грязь ниже определенной отметки (частоты), которая может в дальнейшем создать вам массу проблем. Если вам нужен низкий, басовитый звук - начните с выбора соответствующего инструмента. Усилить эффект можно, поставив более толстые струны. В конце концов, прибавьте немного (+<3 – 6>db) низких частот на бас-гитарном усилителе, если это не повлечет динамической неравномерности звукоряда, и уж в последнюю очередь крутите эквалайзер пультовой ячейки. В общем, никакого дисбаланса быть не должно. Уверяю, тот дисбаланс в пользу баса, который вы, как бы, ощущаете в классическом реггей-ска звуке – кажущийся. Он, если так можно сказать, находится в рамках баланса и обусловлен, во-первых, аранжировкой, во-вторых, тем, что, зачастую, вы слышите контрабас, а это - самый "жирный" из басов по сей день. Что же касательно превосходства - оно должно быть у солиста (вокалиста, или солирующего инструмента) над аккомпанементом. И то небольшим, на уровне ощущения.
Музыканты, играющие в интересующих нас стилях, часто предпочитают старые, "винтажные" инструменты и примочки. Касается ли это правило звукорежиссера? Есть ли какие-то особые пульты или обработки, которые звучат лучше, чем современные? Что это за модели? Была б моя воля, я бы обязательно, как любой гитарист, таскал за собой из города в город любимый пульт, любимые обработки и несколько тонн любимого звука, но, увы... В силу объективных причин, звукорежиссер всегда работает на том, что есть. Безусловно, кое-что корректируется техническим райдером, но в масштабах страны выбор невелик. Что касается рассматриваемых нами стилей, можно однозначно сказать, что аналоговые пульты и обработки здесь весьма кстати. Но если аналоговый пульт сегодня - вещь доступная, то аналоговая обработка - настоящий раритет. Не буду лукавить, мне пока ни разу не посчастливилось отработать в формате АА. Максимум, что я видел на концерте - пленочный делей (tape echo) Roland, и то всего один раз. Пластинный ревербератор (plate) есть, или был, по-моему, на студии Мосфильма. Но ни в одном концертном зале страны я их не встречал. Еще бы! Такая громадина! Зато вот, пружинный ревербератор (spring reverb) до сих пор используется практически во всех ламповых гитарных комбиках. Думаю, он продержался так долго как раз из-за компактного размера и простоты конструкции, а значит, низкой себестоимости. Поэтому, всегда гитаристов реггей-ска проектов я прошу использовать пружинный ревербератор комбика. В цифровых обработках я использую, как правило, программы, имитирующие вышеозначенные tape и plate. В зависимости от помещения и качества предлагаемой цифровой обработки, иногда использую эффект room для барабанов и перкуссии. Но вердикт однозначный - пока еще цифра не догнала аналог по мягкости и теплоте звучания.
Естественно, НТП двигает цифровые технологии все выше и дальше. Тяжелый рок и электронная музыка, "миксованные" через современные цифровые пульты, звучат ничуть не хуже, чем через аналоговые. Однако, когда дело доходит до Skatalites или Buena Vista Social Club - разница очевидна. Что касается фирм - производителей пультов, фавориты, на мой взгляд, те же, что и всегда - MIDAS, NEVE, SSL. Но это крайне дорогие консоли, поэтому, встречаются редко. Чаще мы имеем дело с DDA, Allen&Heath, SoundCraft. Такие фирмы, как Mackie, Behringer, Spirit и т.п. рассматривать не будем из-за соотношения цена/смысл.
P.S. Справка от аSKAрбина. Пластинный ревербератор представляет собой большой тонкий металлический лист, подвешенный вертикально под натяжением на пружинах. Подсоединенные к нему датчики передают сигнал, который заставляет пластину вибрировать. Таким образом создается впечатление что звук появляется в больших открытых пространствах. Пластинный ревербератор был изобретен в концерне EMT в Германии в 1957-м году. В 1961-м было налажено серийное производство ревербераторов EMT 140. Классическое звучание пластинного ревербератора EMT можно услышать, например, в композиции Dazed and Confused с первого альбома группы Led Zeppelin. |
Текст и вопросы - Сергей Миланин |
|
|