[ аSKAрбин ] [ Энциклопедия ] [ Музыка ] [ БАНДЫ ] [ РасСКАзы ]
[ Cabernet Deneuve ] [ Форум ] [ Концерты ] [ Ссылки ] [ Пишите нам ]

Музыка ска. Музыкальные инструменты - Звукорежиссура


На наши вопросы согласился ответить Павел Гонин (как звукорежиссер он работал с группами Несчастный Случай, Квартал, Бобры, Cabernet Deneuve, Шашки, обеспечивал звучание муз. спектакля "День Радио", а в 1996-99 годах работал в концертных залах казино "Кристалл" и "Golden Palace", где "под его рукой "звучали такие звезды, как Robertino Loretti, Samantha Fox, Eruption, Santa Esmeralda, Bad Boys Blue, F.R.David, биг-бэнд Анатолия Кролла, Юлия Началова, Дмитрий Маликов, Наталья Ветлицкая и мн. др.)

Есть ли особенность настройки звука на концертах регги и ска групп?

Бесспорно, особенность звучания есть у каждого стиля, у каждой группы. Но, как правило, отличительные черты несет в себе уже аранжировка произведений, звукоизвлечение и индивидуальные настройки самих музыкантов. Задача звукорежиссера - правильно донести до слушателя то, что задумывалось ансамблем. Поэтому моя работа часто начинается, как и у музыкантов, на репетициях. Для меня крайне важно знать, как группа слышит себя со стороны, ведь именно за этот аспект я отвечаю.



Пульт Midas Venice 320

Правильное звучание баса - основа не только ямайских музыкальных стилей, но и многих других видов живой танцевальной музыки. Создается ли какой-то намеренный дисбаланс в сторону низких частот, или есть какие-то другие методы создания ощущения превосходства баса над остальными инструментами?

Вообще, каждый инструмент должен звучать правильно. Правильно - значит максимально уравновешенным по амплитудно-частотной характеристике. Поверьте, если тупо "накрутить низа" на бас-гитаре, которая его не имеет сама по себе, на выходе его не будет! Вы получите просто грязь ниже определенной отметки (частоты), которая может в дальнейшем создать вам массу проблем. Если вам нужен низкий, басовитый звук - начните с выбора соответствующего инструмента. Усилить эффект можно, поставив более толстые струны. В конце концов, прибавьте немного (+<3 – 6>db) низких частот на бас-гитарном усилителе, если это не повлечет динамической неравномерности звукоряда, и уж в последнюю очередь крутите эквалайзер пультовой ячейки. В общем, никакого дисбаланса быть не должно. Уверяю, тот дисбаланс в пользу баса, который вы, как бы, ощущаете в классическом реггей-ска звуке – кажущийся. Он, если так можно сказать, находится в рамках баланса и обусловлен, во-первых, аранжировкой, во-вторых, тем, что, зачастую, вы слышите контрабас, а это - самый "жирный" из басов по сей день. Что же касательно превосходства - оно должно быть у солиста (вокалиста, или солирующего инструмента) над аккомпанементом. И то небольшим, на уровне ощущения.



Аналоговый ревербератор Roland Space Echo

Музыканты, играющие в интересующих нас стилях, часто предпочитают старые, "винтажные" инструменты и примочки. Касается ли это правило звукорежиссера? Есть ли какие-то особые пульты или обработки, которые звучат лучше, чем современные? Что это за модели?

Была б моя воля, я бы обязательно, как любой гитарист, таскал за собой из города в город любимый пульт, любимые обработки и несколько тонн любимого звука, но, увы... В силу объективных причин, звукорежиссер всегда работает на том, что есть. Безусловно, кое-что корректируется техническим райдером, но в масштабах страны выбор невелик. Что касается рассматриваемых нами стилей, можно однозначно сказать, что аналоговые пульты и обработки здесь весьма кстати. Но если аналоговый пульт сегодня - вещь доступная, то аналоговая обработка - настоящий раритет. Не буду лукавить, мне пока ни разу не посчастливилось отработать в формате АА. Максимум, что я видел на концерте - пленочный делей (tape echo) Roland, и то всего один раз. Пластинный ревербератор (plate) есть, или был, по-моему, на студии Мосфильма. Но ни в одном концертном зале страны я их не встречал. Еще бы! Такая громадина! Зато вот, пружинный ревербератор (spring reverb) до сих пор используется практически во всех ламповых гитарных комбиках. Думаю, он продержался так долго как раз из-за компактного размера и простоты конструкции, а значит, низкой себестоимости. Поэтому, всегда гитаристов реггей-ска проектов я прошу использовать пружинный ревербератор комбика. В цифровых обработках я использую, как правило, программы, имитирующие вышеозначенные tape и plate. В зависимости от помещения и качества предлагаемой цифровой обработки, иногда использую эффект room для барабанов и перкуссии. Но вердикт однозначный - пока еще цифра не догнала аналог по мягкости и теплоте звучания.



Клемент Сэймур Додд (Clement Seymour Dodd) по прозвищу Коксон (Coxsone) – основатель культового для каждого любителя ска и реггей лейбла Studio One. Продюсировал первые записи The Skatalites, Боба Марли и кучи других знаменитых и не очень исполнителей

Естественно, НТП двигает цифровые технологии все выше и дальше. Тяжелый рок и электронная музыка, "миксованные" через современные цифровые пульты, звучат ничуть не хуже, чем через аналоговые. Однако, когда дело доходит до Skatalites или Buena Vista Social Club - разница очевидна. Что касается фирм - производителей пультов, фавориты, на мой взгляд, те же, что и всегда - MIDAS, NEVE, SSL. Но это крайне дорогие консоли, поэтому, встречаются редко. Чаще мы имеем дело с DDA, Allen&Heath, SoundCraft. Такие фирмы, как Mackie, Behringer, Spirit и т.п. рассматривать не будем из-за соотношения цена/смысл.



Самодельный пластинный ревербератор

P.S.

Вообще, цифровые технологии открывают перед нами совершенно новые горизонты, в первую очередь, в плане удобства. Например, вы можете выйти с лаптопом в центр зала и, связываясь с консолью, стоящей на балконе, по blue tooth, настраивать звук. Также, вы получаете многофункциональный параметрический эквалайзер, компрессор-лимитер, экспандер-гейт и все, что пожелаете на каждой ячейке. Плюс вы можете комбинировать ячейки, посылы и возвраты как вам будет угодно! Минус всего один - недостаточное количество операций в секунду, чтобы обеспечить близкий к аналоговому алгоритм миксования. Так что, ждем, когда скорость процессоров возрастет до заоблачных высот, чтобы сполна насладиться удобствами электронного мира. ...Надеюсь, роботы нам это позволят..)

Справка от аSKAрбина. Пластинный ревербератор представляет собой большой тонкий металлический лист, подвешенный вертикально под натяжением на пружинах. Подсоединенные к нему датчики передают сигнал, который заставляет пластину вибрировать. Таким образом создается впечатление что звук появляется в больших открытых пространствах. Пластинный ревербератор был изобретен в концерне EMT в Германии в 1957-м году. В 1961-м было налажено серийное производство ревербераторов EMT 140. Классическое звучание пластинного ревербератора EMT можно услышать, например, в композиции Dazed and Confused с первого альбома группы Led Zeppelin.

[ вернуться к "музыка ска. музыкальные инструменты" ]


Текст и вопросы - Сергей Миланин
Рисунки - Антон Серебренников

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
© www.ska.ru 1999-2009